ЕСПЧ отлучил суррогатного ребенка из России от итальянских родителей

В 2010 году супруги обратились в московскую фирму, с которой заключили договор о суррогатном материнстве. Через два месяца после рождения мальчика — Теодоро — г-жа Парадизо увезла его в Италию

Большая Палата Европейского суда по правам человека приняла решение по нашумевшему делу “Парадизо-Кампанелли против Италии” ( Жалоба № 25358/12) не в пользу заявителей – супружеской пары, которая в 2011 году прибегла к платным услугам суррогатного материнства на территории России. Результат голосования – 11 голосов “за” и 6 “против” – означает, что по делу не было допущено нарушение статьи 8 Конвенции. ЕСПЧ подтвердил ранее вынесенные решения итальянских судов, в том числе, о лишении родителей каких-либо прав на суррогатное дитя.

Напомним, что госпожа Парадизо и господин Кампанелли в далеком 2006 году решили усыновить новорожденного ребенка. Итальянские органы выдали разрешение, но с учетом возрастного предела “родителей”, запрещающего усыновлять новорожденного (на тот момент женщине было 39, а мужчине 51 год).

Максимальная разница в возрасте между усыновителями и усыновляемыми не должна превышать 45 лет, в некоторых случаях – 55 лет, возрастное ограничение может быть отменено, если усыновители уже воспитывают родного или усыновленного несовершеннолетнего ребенка, либо усыновляются двое или более братьев или сестер (Закон 184/83, Закон 149/2001).

Супруги долго ждали возможности усыновить ребенка, но тщетно, и в 2010 году обратились в московскую фирму, с которой заключили договор о суррогатном материнстве. Через два месяца после рождения мальчика – Теодоро – г-жа Парадизо увезла его в Италию.

После оформления выездных документов на малыша, итальянское консульство в Москве сообщило национальным властям о своих подозрениях – в свидетельстве о рождении были указаны родители – граждане Италии, которые не смогли предоставить дополнительную информацию, в том числе, о протекании беременности женщины. Естественно, ничто в росийских документах не указывало на суррогатное материнство, которое находится под запретом в Италии.

В результате, итальянский ЗАГС отказал в транскрипции российского свидетельства о рождении Теодоро, а новоиспеченные родители оказались на скамье подсудимых по обвинению в фальсификации актов гражданского состояния и их использовании, нарушении порядка усыновления, незаконном ввозе несовершеннолетнего на территорию Италии. В результате экспертизы выяснилось, что маленький Теодоро не имеет генетической связи со своими родителями.

Суд по делам несовершеннолетних 20 октября 2011 г. вынес решение об отлучении ребенка от заявителей. Малыш был временно передан в приемную семью (на данный момент ребенок уже усыновлен другой итальянской супружеской парой). В 2013 г. было вынесено новое решение, в котором говорилось о том, что супруги Кампанелли не могут принять участие в усыновлении малолетнего Теодоро, поскольку не имеют биологической связи с ним.

“Бывшие” родители решили обратиться в ЕСПЧ, утверждая, что итальянские власти нарушили ст. 8 ЕКПЧ (Право на уважение частной и семейной жизни).

Большая Палата ЕСПЧ в Постановлении от 24 января 2017 года и в пресс-релизе поясняет, что не было нарушения ст. 8 Конвенции, а ребенок не пострадал от негативных последствий отлучения, поскольку совсем недолго пребывал с заявителями и не имеет биологической связи с ними.

Наталия Курчинская-Грассо
юрист-международник

© сайт адвоката Франческо Грассо
Копирование и перепечатывание текстов новостей разрешается только при наличии активной ссылки на источник. Не нарушайте авторские права! Нарушители будут привлекаться к ответственности.